Садись на ишака!..
Поедем на Восток!..
От южных городов
Я прихожу в восторг —
От ярких тех небес,
От пряных тех базаров,
От горных тех ручьев,
Где я беру исток...
А если вдруг взбрыкнет
Фантазии ишак
И понесет нас так,
Что только свист в ушах,
То мы его смирим
Уздечкою сюжета
И вновь переведем
На вдумчивости шаг...
Леонид Филатов
Участник похода* | Байк | Обязанности |
---|---|---|
Шевалиев Андрей – Московская обл. | Custom рама титан, 26” | Руководитель, радиосвязь |
Макухин Георгий – Московская обл. | Atom XC 400 Disc 26” | Завхоз, чудо-кок |
Суслов Станислав – Московская обл. | Merida Matts Sport 700 26” | Фотограф, механик, варган, викинг, борода |
Пивкин Владимир – Московская обл. | Merida Matts Sport 500 26” | Разведчик, организатор лагеря |
Петтери Монкконен – Финляндия, Хельсинки
Petteri Monkkonen – Finland HELSINKI |
Merida TFS 26” | Горячий финский парень, фотограф, переводчик с финского, английского, немецкого, шведского |
* Все участники являются членами тарасовского велоклуба «Тарантас»
Идея похода: Пилюгин Александр, Шевалиев Андрей.
Отчет написан Георгием Макухиным c добавлениями комментариев Шевалиева Андрея, отмеченных красным цветом.
Замысел съездить на велосипедах в Киргизию зародился около двух лет назад у двоих наших друзей: Александра Пилюгина http://www.hiker.narod.ru/ и Шевалиева Андрея.
Действительно, одновременно получилось. Я задумал этот поход в 2005 году во время Кубанско-Крымского похода (а именно, во время цивильной ночевки в центральной гостинице г. Керчь). По приезду поделился идеей с друзьями на гусятнике у Гошки, и тогда-то и выяснилось, что у Сани на этот счет тоже имеются вполне конкретные соображения, выражающиеся в большом желании посетить киргизский Тянь-Шань, при этом Саня рассматривал варианты как пешеходного, так и велосипедного маршрута.
Однако так случилось, что Саня по счастливым семейным обстоятельствам поехать в этот раз с нами не смог. Пользуясь случаем, поздравляем его с рождением сына!
Активной подготовкой мы занялись примерно за полгода до поездки. Облазили интернет, почитали отчеты, пошуршали картами, пообщались с людьми и составили маршрут. Одним из последних убедительных, полезных, ярких и вдохновляющих материалов послужил отчет Вячеслава Петровского, руководителя группы велотуристов московского клуба «Караван» «Тянь-Шань – Киргизия 2006» http://otcheti.h17.ru/ Кроме того, Вячеслав любезно поделился с нами подробными картами районов нашего путешествия.
Маршрут:
Кара-Балта - Сосновка - пер. Тео-Ашуу - пер. Ала-Бель - Токтогул - Торкент - Бель-Алды - Толук - пер. Тёр-Джайлоо - Сары-Камыш - Арал - Чаек - оз. Сонг-Кёль - пер. Калмак-Ашуу - Тёлёк - Сары-Булак - Кочкорка - Балыкчы - оз. Иссык-Куль.
При выборе маршрута определяющим фактором стало наше желание пройти весь маршрут целиком в седле, а не таская байк с рюкзаком и своим языком наперевес по горным вершинам Тянь-Шаня. Таким образом, мы заранее отсекли возможность попасть с великом на высоты более 4000 м. н.у.м.
Однако, следует также отметить, что мы заранее были готовы и к тому, что не слишком хорошая физическая подготовленность группы может помешать пройти выбранный маршрут целиком в имеющиеся сроки. Бешеный ритм работы почти у каждого участника весной-летом 2007 года не позволил нам провести полноценную подготовку к серьезному походу. А посему, мы заранее определили возможные участки сокращения маршрута в случае отставания от графика передвижения.
В-общем, практически каждый из нас отправлялся в достаточно непростой поход как говориться «на старых дрожжах», чего мы категорически не советуем делать нашим возможным последователям.
Из предварительных сборов мы сделали следующее. За 2 месяца Андрей с Вовкой купили билеты на самолет компании Алытн Эйр. Мы втроем составили список необходимого общественного снаряжения. Я списался с турфирмой в Бишкеке Тянь-Шань Трэвэл и заказал газовые баллоны для наших горелок, договорился о встрече в аэропорту Манас и доставке в этот же день в Сосновку. Забронировал ночевку в гостевом доме турфирмы в Бишкеке в последний день нашего похода. Сделал заранее в Москве в посольстве Республики Кыргызстан визу для Петтери, как для гражданина Финляндии. Мы закупили кое-что из снаряжения , запчастей, сублиматов от http://www.galagala.ru/ на полпохода, сухое молоко (хотя напрасно, в Бишкеке и не только оно было в достатке, но на счет качества не знаю, местное не пробовали). Каждый прокачал свой байк и собрал необходимую снарягу. Я составил продуктовую раскладку на весь проход под наш маршрут с учетом интенсивности педалирования в разные дни.
Итак, наступил 1-й день. Суббота 28.07.2007
День сборов и прощаний. Отправлялись мы с комфортом. Заранее договорились, что в аэропорт Домодедово нас будут провожать родители Юли – жены Андрея. Велосипеды мы грузим в микроавтобус, а сами едем с нашим другом Лексеичем. Улетаем из Москвы рейсом АЮ 401 компании Алты Эйр (Кыргызстан) в 16:10 (МСК). К перевозке велосипедов в самолете подготовились специально. Заранее получили заверение нашей авиакомпании, что велосипеды можно провозить как багаж в составе 25 кг. по билету. Зная не понаслышке о бесцеремонности родных домодедовских грузчиков, велосипеды паковали тщательно. Снимали оба колеса, задний переключатель, на их место ставили пустые втулки, проставки, защищали «ноги» вилки, снимали рули, педали, я вставлял пенопластовые проставки между дисками тормозов и спицами. Паковали все это в чехлы. Готовая конструкция должна безболезненно переносить падение с высоты 1-1,2м. Прикрепленные к раме колеса должны выступать чуть ниже, чтобы при падении или перетаскивании по земле не пострадали звезды системы. Одну звезду у Петтери нам все-таки погнули. Пришлось выправлять при сборке.
И вот закончены прощания, пройден контроль, и мы впятером в клубных футболках ждем посадки на борт. Москва нас провожает коротким летним дождем. Андрей достает фляжку, и мы пьем коньяк за нас. За то, чтобы мы прошли маршрут и вернулись домой такой же дружной командой. С коньячком немного увлеклись, так душевно отметили начало похода, что на весь терминал Домодедово по громкой связи искали пятерых велосипедистов, опаздывающих на рейс в Бишкек :)
3,5 часа в полете на борту родного ТУ-154 прошли незаметно. Я забивал в GPS рассчитанные в последнюю ночь координаты маршрута, снятые с карт Вячеслава Петровского, рассчитывал наш общак и первую закупку в Бишкеке. Кстати, за перевес в Домодедово мы заплатили немного. Весь багаж нам оформили группой. На группу вышло около 14 кг или 2500 р. (по 500 р. с каждого). Тут, наверное, следует добавить, что на самом деле заплатить нам надо было на 1000 р. больше. Но так вышло, что по свей «доброте душевной» и, видимо, из-за легкой корыстной заинтересованности, работники авиакомпании сделали нам небольшую скидку, а 2500 р. перекочевали из наших карманов в ихние…Конечно никаких квитанций нам не полагалось.
Выходим из самолета в жаркую, но сухую бишкекскую ночь. Специально не пишу киргизскую потому, что Киргизия, как позже выяснилось, очень разная. Прошли контроль и забрали багаж (контрабасы, как однажды назвал наши велосипеды в чехлах украинский таможенник) выходим из зоны контроля. Сразу встречаем мужчину с табличкой, на которой крупно напечатаны мои имя и фамилия. Это Сергей Савельев – водитель турфирмы Тянь-Шань Трэвел. Местное время 23:20. Мы грузимся в «бусик» и едем из аэропорта в Бишкек менять рубли на сомы и закупать продукты, а затем сразу в Сосновку, что в 80 км. к западу от Бишкека. С обменом и продуктами проблем не было. Здесь круглосуточно работает сеть супермаркетов «Народный». Даже сухое молоко в достатке оказалось, которое я вез из Москвы. Не нашел лишь топленого сливочного масла и яичного порошка. Остальная раскладка была наполнена до Токтогула, а некоторыми продуктами и до конца похода.
А некоторые продукты так и вовсе в Москву вернулись!!!
Около часа по проспекту Чуй мы покинули ночной Бишкек. На выезде из города на посту ГАИ какой-то человек в гражданском махнул палкой, и Сергей остановил машину. Когда мы спросили, в чем дело, он ответил, что нужно сказать «салам» гаишнику, оставить 30-40 сом. «Восток – дело тонкое».
Рубли мы обменяли ночью в обменнике по 1,44 сома за 1 рубль. Во 2-м часу ночи по местному времени, не доезжая около километра до Сосновки, мы остановились и решили заночевать в небольшой лесополосе, у ручья, невдалеке от дороги. Выгрузили багаж, попрощались с Сергеем и разбили лагерь. Ночь тихая и теплая. Мы на высоте 976 м. н.у.м. Готовим 1-й ужин и отваливаемся спать в 3-м часу.
Передать все произошедшее с нами в этот день просто невозможно. И никакой отчет (будь то письменный, фото или видео) не в состоянии передать тех чувств, которые мы испытали в 1 день похода. Пыльная и грязная Москва, дождем попрощавшись с нами, сменилась незнакомым и таинственным, по-азиатски очаровательным, ночным Бишкеком. Всего 80 километров от города – и мы в освещении полной Луны зачарованно любуемся и угадываем среди малочисленных облаков заснеженные пики Тянь-Шаня. Такие горы каждый из нас видел лишь на картинках… А завтра нам предстоит войти в них и попытаться их преодолеть. И себя заодно.
2-й день. Воскресенье 29.07.2007
Утро началось со сборки велосипедов. Как выяснилось, все долетели нормально, только у «Мериды» Петтери немного погнулась большая звезда системы. При разборке велосипеда в самолет мы не очень удачно закрепили колеса на раме, так, что звезда немного цепляла землю. Где-то ее и зацепили. Но умелые руки Стаса, вооруженные пассатижами, быстро все исправили.
И вот, к полудню мы в седле, начинаем путь через Сосновку (до которой от места стоянки около 5 км.) в перевал Тео-Ашуу. Хороший асфальт и умеренные подъемы. Пока из неудобств только жара. Зато какая! В Сосновке магазинов мало, есть только лавки, где можно купить хлеб, кое-что из бакалеи, фрукты и овощи. К этому моменту Вова и Андрей остались без велосипедных очков. Вова оставил свои где-то на стойке досмотра в Домодедово. Андрей выпустил свои в вольное плавание в арыке (течение, кстати, там было не слабое) у места ночевки. Купить новые, хоть какие-нибудь очки от Солнца в Сосновке не удалось. Ребята так и ехали до самого Токтогула, а потом и совсем привыкли без очков. Что интересно, мы с Вовкой купили эти одинаковые очки Noname в подвале Сокольников в одном из магазинов вместе. И, видимо, мои не вынесли потери собрата и решили покончить жизнь самоубийством!
Могу добавить лишь то, что это был оооооочень тяжелый день! Как-то сразу мы оказались в водовороте этих больших гор, за день набрали больше 1000 метров вверх. И. наверное, многое для себя поняли…Поняли то, что таких гор мы еще не видели. А в этот день, по общему признанию группы по итогам похода, мы видели самый красивый Тянь-Шань на нашем пути. Отвеснее скалы, постоянные изгибы дороги, пещеры и водопады – лишь малая часть того, что мы увидели в тот день. Также, мы поняли, что без полноценной подготовки, в эти горы лучше не соваться, а если уж сунулся – относится к горам с уважением. Представьте картину – на небольшом привале за 5 километров до места стоянки три человека, присев на удобный выступ скалы, за 5 минут одновременно засыпают…
Сразу за Сосновкой пост ГАИ, за который мы вчера не поехали. За проезд «бусика» нужно было отдать 1000 сом. На посту стоит щит: «Дорога через перевал Тео-Ашуу для пассажирских автомобилей без полного привода закрыта с 31 октября по 01 мая». Это уже о чем-то говорит в начале пути. Едем вверх, набирая высоту. От Сосновки проехали 16 мостов через р. Кара-Балта, поднялись на 1074 м. от места стоянки и свернули с дороги на ночевку чуть вверх по течению Кара-Балты. Пошли вполне взрослые горы. Отвесные скалы глубокого ущелья и бурная река Кара-Балта. Время от времени присматриваюсь к реке. Здесь было бы интересно сплавляться на каяке. Катамаран, пожалуй, не везде пройдет. Для сплава думаю это 5-6-я категория сложности. Без хорошего опыта и навыков сплава на каяке сюда лучше не соваться – где-нибудь у Сосновки выловят тело ;0)
Первые подъемы нас утомили, и мы решили не брать пер. Тео-Ашуу в ночь. Остановились на высоте 2050 м. н.у.м., решили акклиматизироваться. Первый ходовой день закончился, все немного устали, но первыми впечатлениями довольны. А после купания в чистой и прохладной воде притока реки Кара-Балта усталость как рукой сняло.
Приехав на стоянку, я лично моментально вновь отрубаюсь. И в общественных водных процедурах участия не принимаю. К ужину, впрочем, очень вкусно приготовленному Гошкой, я прихожу в пригодный вид, а 50 грамм спирта, разбавленного с водой, позволяют окончательно прийти в себя, почувствовать навалившийся на горы дубак, и ретироваться поскорей дрыхнуть в палатку!
Пробег за день – 42, 31 км.
Средняя скорость – 11, 22 км/ч.
Максимальная – 51, 2 км/ч.
Время в пути: 3: 49: 30 ч
Наборы высоты – 1074 м.
Ночевка на высоте – 2050 м.
Общий пробег – 42, 31 км.
3-й день. Понедельник 30.07.2007
На утро все здоровы, бодры и рвутся в бой – на серпантин в Тео-Ашуу. Завтракаем, собираемся и выезжаем около 10:00. На завтраке еще раз убедился, что взял вторую горелку не зря. На 2-х готовить существенно удобнее и быстрее. Кстати, заметил, что горелка Сани – MSR работает эффективнее (быстрее нагревает тот же кан с водой) чем Стасова Kovea Camp-2, хотя у последней больше диаметр конфорки. Стас разгадал секрет. В MSR в отличие от Kovea газ, на пути от баллона к конфорке предварительно нагревается, проходя по трубке половину окружности конфорки, и в сопло подается уже подогретым. Это, видимо, и повышает температуру горения. В итоге вес горелки меньше, пользы больше. Отлично придумано.
Сразу после места ночевки начался нудный серпантин. Идем на передачах 1-1, 1-2. Тут мы поняли, что вчерашний подъем был «игрушечным». За этот день мы узнали всю глубину дружелюбия киргизских водителей. Наверное, каждая вторая попутная, или шедшая навстречу, машина, направляла в наш адрес приветственные гудения. При этом, водитель и его пассажиры, или (что еще хлеще) все вместе - высовывали из окон свои личики с растянутыми улыбками и чаще всего одновременно кричали: «Хело!». Сначала это радушие и гостеприимство киргизов удивляло и действительно радовало. Но чем дальше, тем… Представьте: пыхтите Вы в подьем на передаче 1-1, вокруг – никого, птички поют только, и вдруг сзади догоняющая Вас фура как гуднет во все многоголосье родных и тюнинговых сигналов. Вы от неожиданности – хлабысь в придорожную канаву. Смотрите, ба – а из фуры Вам довольный драйвер-киргиз улыбается во все свои 20 родных и 12 золотых зубов и «Хело» кричит!
На одном из прямых участков серпантина из-за поворота на встречу выскочил микроавтобус. Впереди едет Стас, за ним Петтери, чуть поодаль я. Водитель – молодой загорелый кыргыз немного сбрасывает скорость, высовывается почти по пояс из окна и кричит первому из нас Стасу: «Гаш курить будешь?» Что такое "Гаш" мы, конечно, не знаем, но тем не менее тупо ржем и едем дальше.
По дороге мы с Петтери остановились передохнуть. Стас с Вовой впереди. Ждем Андрея. Беседую с молодым кыргызом-чабаном. Говорит до перевала недалеко - 2 часа на лошади. Вообще для Киргизии, которую мы увидели в дальнейшем – это самый распространенный и точный метод измерения расстояния… Вдруг внизу из-за поворота появляется кто-то красный, похожий на Андрея. Но это оказался лидер группы голландцев, которая, как мы узнали от водителей, с утра идет за нами в перевал. Вскоре он поравнялся с нами, и мы перекинулись парой фраз по-английски. На вид ему за 40, но идет вверх на своем байке с шоссейной резиной очень уверенно. За ним 2 дамы тоже голландки бодро вкручивают налегке без велорюкзаков. Подтягивается Андрей, и мы вместе едем дальше.
Уже 3000 м. н.у.м. и я это начинаю чувствовать. Дышу глубже и чаще. Но голова в порядке. Наверное, ночь акллиматизации пошла на пользу. Проезжающие мимо машины сильно коптят. Причем все и КАМАЗы и иномарки. Двигателю, как и легким не хватает кислорода и из выхлопной трубы летят клубы недогоревшего топлива. Хорошо, что машин мало. Вова и Петтери ушли вперед. К полудню с перекурами взбираемся на перевал Тео-Ашуу, любуясь по дороге фантастически красивыми видами гор. Внизу тонкой змейкой въестся серпантин. Тепло и ясно. Лишь на перевале у тоннеля немного дует. Направо в гору уходит старая грунтовая дорога, по которой в прошлом году поднялась на Тео-Ашуу группа Вячеслава Петровского. Но мы туда лезть уже не захотели. Едим арбуз и общаемся с голландцами. Подъехала их машина сопровождения – трехосный КАМАЗ. Там все снаряжение и запасные велосипеды. Ну что скажешь – европейцы, привыкли к комфорту.
На перевале встретили автостопщика из Киева, который держал путь в город Ош, где известный московский путешественник Антон Кротов взял в аренду дом и приглашал всех вольнопутешествующих в гости на чай и пирожные. Рассказали ему о себе, откуда мы. Когда очередь дошла до Петтери, автостопщик почему-то не поверил что он из Хельсенки, и для проверки спросил у него: «Ты, правда, финн?». На что Петтери, на чистом русском, надо отдать ему должное, без акцента заявил: «Да, я финн!». Пожелали друг другу удачи и счастливой дороги. Автостопщик так и уехал в изумлении… А еще к Стасу, который в это время занимался фотосессией, обратился некий тип, который сразу заявил, что только вышел из тюрьмы и сейчас добирается домой, а Стасу надлежит его незамедлительно сфотографировать и прислать фотокарточку по названному адресу. В-общем Стас его сфотографировал, а мы все вместе вспомнили мультик про Простоквашино.
Мы показали водителю местной турфирмы наши карты и получили подробное описание состояния дорог почти до конца маршрута. Через тоннель решили ехать с голландцами, нам с ними повезло - для группы гайцы перекрывали движение через тоннель. Тоннель не длинный 1,5 км. плавного подъема, но проезжающие машины сильно коптят и ехать по нему вместе с КАМАЗами не очень приятно. Узко. Ехали с фарами и мигающими фонарями. Сразу за тоннелем начинается спуск. Не дожидаясь, пока голландцы соберутся вместе, и откроется движение через тоннель, мы летим вниз, наслаждаясь дорогой.
За перевалом все по-другому. Нет скалистых гор, но видны плавные, покрытые травой, как ковром пологие склоны. Спускаясь вниз в Суусамырскую долину, с каждым витком серпантина сразу чувствуешь жару после прохладного перевала и тоннеля. Лечу впереди, в конце спуска меня догоняет первый из голландцев. Меряемся максималками на спидометрах и жмем друг другу руки. На развилке голландцы уходят налево на Суусамыр, а мы направо – на Токтогул.
Здесь в долине вдоль дороги стоит много юрт, попадаются кафе и «заправки». На вывеске можно прочитать: «бензин, кумыс, диз. топливо». Попалась юрта с табличкой «гостиница». Стас сделал фото. В одном из кафе пообедали супом шорпо из свежей баранины с лепешками и чаем за 500 сом на 5-х с чаевыми. Петтери говорит, что здесь началась настоящая Киргизия.
Очень красиво долина выглядит в лучах заходящего солнца. Рядом с юртами вдоль дороги кое-где неспешно пасутся кони. Ночевать сворачиваем к реке Суусамыр. Кажется, берег совсем рядом, но по полю пришлось проехать больше километра. Вова нашел отличное место стоянки. Ставим лагерь и лезем купаться, хоть солнце уже садится. Вода чистая, пьем без опаски, но течение стремительное. Я это не смекнул сразу и полез купаться по камням в тапках. Один у меня смыло и сначала небыстро понесло вдоль берега. Мою погоню все запомнили надолго ;0) босяком с голым задом по колючкам Суусамыра. Но безуспешно, стремительные воды горной реки разлучили нас навсегда. Не видать ему больше бассейна «Олимпийский». Зато колючки из пятки вытаскивал еще в Москве. Ужин на суусамырской воде получился очень вкусным, особенно какао, да и разведенный спирт прибавил аппетита и согрел после купания. Какао, кстати, оказалось неплохой находкой. Сваренное с сухим молоком на местной воде уходило всегда на ура. Стас, как истинный эстет, употреблял напиток без сахара, но с медом.
А еще здесь сделали первый походный костерок. Стас жжег, рассказывая в видеокамеру о двух вещах, которые его поразили в Киргизии. Первая – это беспорядочно разбросанное всюду лошадиное дерьмо, абсолютно нас не напрягающее (в отличие от любого другого походного места). И действительно, обнаруживаем в темноте суусамырской ночи очередную лепешку прямо около стола с ужином. А вторая… Вторую вещь Стас, бурно рассказывая о первой забывает, но обещает обязательно вспомнить в дальнейшем.
Отдельного описания заслуживает сцена с купанием. Учитывая, что в большинстве горных рек Киргизии вода по своему температурному режиму немного (по самым скромным оценкам) не дотягивает до температуры лучших крымских курортов…зимой. Особо, как Вы понимаете, в ней не порезвишься и в мяч не поиграешь. Кроме того, если немного зазеваться, течением снесет нафиг, потом ниже по течению выловят, если, конечно, будет кому. Так вот, первым в Суусамыр купаться полез Петтери. И следует отметить, что в данном водоеме вода не самой холодной будет, а если бы чуть ниже по течению, да в жаркий день, так и вовсе – вполне ничего. Ну, так вот, Петтери, наш горячий финский парень, залазит в воду, и как начнет в ней отжиматься. Раз пять отжался – и на берег бегом. Греться. Практикой мы потом поняли, что такой способ – лучший, чтоб, во-первых, вниз не унесло, во-вторых, полностью помыться, не топая по камням на середину реки (отжимаешься-то головой под воду), ну и, в-третьих, не особо задубеть, пока возвращаешься после водных процедур в лагерь (купаешься-то около берега). В-общем, все последующие дни группа купалась исключительно «по методу Петтери».
Пробег за день – 65, 76 км.
Средняя скорость – 11, 31 км/ч.
Максимальная – 66, 7 км/ч (у Гошки – 70,0 км/ч)
Время в пути – 5: 52: 22
Наборы высоты – 329 м.
Максимальная высота – 3120 м.
Ночевка на высоте – 2379 м.
Общий пробег – 108 км.
4-й день. Вторник 31.07.2007
Довольно бодро проснулись, искупались, позавтракали, собрались и к 10:30 выехали на трассу. Почти сразу встретили пару молодых голландцев на велосипедах. Парень с девушкой, такие же велотуристы, как и мы, везут с собой в рюкзаках всю снарягу. Говорили по-английски. Оказалось, путешествуют уже 10 месяцев, проехали 16 тыс. км! на своих байках через Индию, Пакистан, Афганистан, Таджикистан. Сейчас Киргизия, потом Китай, Лаос, Тайланд. У обоих стоит резина от Schwalbe Marathon XR. Говорят, за весь поход был только один прокол. У обоих - планетарные втулки, с ними намного дольше живет вся трансмиссия. Наговорившись, прощаемся и разъезжаемся в разные стороны. Мы начинаем подъем на пер. Ала-Бель, а голландцы едут на Тео-Ашуу.
Продолжается хороший асфальт (таким он и будет до самого Токтогула). Подъем – это длинный тягун до самого перевала. Суусамыр начинает бурлить громче, сужается, а потом сворачивает, и уходит от дороги в горы. Но воды все равно достаточно. Вдоль дороги бежит чистый ручей. В Киргизии с водой почти нет проблем на высоте более 2000м. Почти из любого ручья можно пить сырую воду. В 16:10 сели передохнуть на высоте 3055 м. н.у.м. на обочине у дорожного знака. Справа горы образовали котловину, из которой амфитеатром уходят вверх зеленые величественные склоны. Андрей представляет, что здесь можно было бы организовать концерт как на Грушинском фестивале. Внизу установить сцену, а на склонах рассадить зрителей. Сейчас на месте воображаемой сцены пасутся кони, и сбегает вниз ручей. Незадолго до этого у моста на повороте дороги Стас нашел мне тапок взамен унесенного вчера Суусамыром. Гламурно-розовый, правый, на 3 размера меньше. Но от подарка я не отказался и взял с собой (он мне еще сгодится).
В 16:55 вползаем на перевал Ала-Бель – 3175м. н.у.м. Здесь ветрено и тучи ходят хмуро. Начинает накрапывать неприятный дождь. А иногда даже град и снег! Торговли как обычно у дороги на перевалах здесь нет. Неприглядности месту добавляют пару заброшенных пустых домов, бывшие магазины или кафе. А может здесь бывали метеорологи. Невдалеке стоят две юрты с пасущимися вокруг овцами и ишаками. Даже овцы здесь как будто по-зимнему более обросшие. Но картины вокруг мне напоминают север. Как на Аляске, хотя я там ни разу не был. Девочка по имени Гюльчай сфотографировала нас впятером на фоне указателя перевала. Она живет здесь с родителями все лето с мая по октябрь. Семья выращивает скот, а к зиме спускается вниз в поселок. Угостив Гюльчай конфетами, мы не стали задерживаться больше, натянули куртки и полетели вниз, в Токтогульский район, унося ноги от стихии.
Этот ослепительный, безумно красивый, бешено скоростной спуск я, наверное, не забуду никогда. Отличная дорога позволила забыть про тормоза. Это был тот самый «солнечный день в ослепительных снах». Плавные повороты серпантина с правильными контруклонами, обочины с ограждениями. На прямых участках разгоняюсь на 3-8 (впереди у меня стоит 44 зуба, но этого здесь совсем мало ;0). Прижимаюсь к рулю и попутные грузовики пролетают справа как дорожные столбы. А каждый поворот дороги открывает новые фантастические виды величественных скалистых, поросших зеленью гор. Это опять другая Киргизия. Чем ниже я спускаюсь, тем выше становятся тянь-шаньские ели на склонах гор. Пролетаю деревушки одну за другой. Андрей со Стасом ушли вперед, видимо всполошив местных мальчишек. За каждым новым изгибом на обочину выбегают дети, приветствуют и машут руками. Что-то кричу в ответ, но руки с руля снимать не когда.
Каждый из нас на этом спуске сделал свой рекорд скорости. Мой спидометр насчитал 78,6 км/ч, а у Стаса показал 80 км/ч. За 30 мин. благоразумия запечатлеть на фото красоты этого спуска хватило только у Петтери. Мы проехали около 35 км. и опустились до высоты 1900 м., т.е. сбросили 1280 м. К тому же мы были вознаграждены, когда собрались вместе. На одном из поворотов молодежь торговала свежей малиной. Загрузили 3-х литровый котелок за 70 сом (48 руб.) и полетели дальше. Здесь много пасек и медом торгуют в каждой деревне. У дороги выстроены целые пирамиды из бутылок янтарного цвета со свежим медом.
Скажу и я свои пару слов про этот Величественный спуск. В процессе подготовки маршрута у нас был вариант с отворотом после взятия Тео Ашуу на Суусамыр, как например, это сделали встреченные нами накануне голландцы. Главным аргументом «за» сформированного в итоге маршрута стал именно это Спуск. Задумайтесь, его длина, чуть более 70 км. – это расстояние, к примеру от МКАД почти до Сергиев-Посада. И представьте, что эти 70 км Вы проноситесь на скорости под 80 км/ч, обгоняя практически весь попутный автотранспорт. А вдоль дороги, усиливая впечатления от праздника, стоят и улюлюкают киргизы, продающие мед и малину, и ты несёшься мимо них, как будто участник «Тур де Франс», среди многочисленных зрителей… Сказка а не спуск!
Мы идем по стопам группы Вячеслава Петровского и встаем на ночлег за 19 км. до пос. Арал на реке Чыткан, что течет вдоль дороги, то отдаляясь, то приближаясь крутым берегом. Высота 1640 м. н.у.м. Спускаемся к реке и встаем на уютной поляне. Вода в реке чистая – можно пить и, конечно, купаться.
Местечко для стоянки выбрано очень удачно – встаем прямо под дорогой, но крутизна спуска скрывает нашу полянку от любопытных глаз. После спуска болит спина… отлично подкрепились малинкой, в первый раз жизни ели эту ягоду, что называется, ложками.
Пробег за день – 76, 36 км.
Средняя скорость – 16, 85 км/ч
Максимальная – 77,5 км/ч (у Гоши – 78,6 км/ч, у Стаса - 80 км/ч)
Время в пути – 4: 37: 56
Сброс высоты – 739 м.
Максимальная высота – 3175 м.
Ночевка на высоте – 1640 м.
Общий пробег – 184, 51 км.
5-й день. Среда 01.08.2007
На утро, проехав пос. Арал, спускаемся дальше в Токтогул. С дороги впереди видно большое Токтогульское водохранилище. Но оно остается справа от трассы, и мы проезжаем мимо.
В первый раз за поход чувствую в себе силы и некую уверенность. На начинающихся перед Токтогуулом локальных подъемах с Вовкой и Стасом отрываемся и удачно работаем на колесе. В последние подъемы с Вовкой мочим изо всех сил, впадаем в ребячество.
В Токтогуле на рынке сделали очередную закупку продуктов. Тушенка, кстати, здесь дефицит. Пришлось поискать. Вкусные домашние лепешки. Зато много китайской сои. Взяли попробовать. Не очень. Андрей с Вовой купили солнечные очки, рублей по 90. Носят до сих пор. Пока ходили по рынку, вокруг Стаса и наших навьюченных велосипедов, от которых иногда доносился треск рации, собралась компания любопытных мальчишек. Взяли арбуз и поехали на переговорный пункт. Позвонили домой по IP-телефонии. Очень недорого и связь неплохая. Здесь же умяли арбуз и двинули дальше на Толук.
За Токтогулом на юго-восток до Торкента уходит ровный асфальт. Мчимся под 30 км/ч. Здесь уже едем на колесе всей группой.
В Торкенте на перекрестке перед мостом через реку Торкент сворачиваем налево на грунтовку к с. Толук. Здесь начинается опять другая Киргизия. Грунтовые спуски и подъемы. Скорость падает. Начинаем отвыкать от асфальта. Время ок. 16:00, но еще очень жарко. Едем вверх по течению реки Торкент. Остановились и все искупались. Вода как в Кара-Балте, не очень холодная, но пить ее здесь пока не стоит. Надо подняться выше. Зато течение очень мощное. Уносит как спичку.
После ночевки начинаем забираться на первый перевал дня Тудзу-Суу - 2000 м. Гошка медленно, но верно уезжает в отрыв. У меня рвется цепь, ремонтироваться помогает Стасик. А потом еще один раз. Выясняется – что причиной поломки является сильный перекос девайса. Ставлю новую цепь, потом на стоянке выгнем старую. К обеду, наконец, берем перевал и вдалеке внизу видим Гошку, который по рации сообщает, что ждет нас в небольшом селении киргизов на обед, о котором он заботливо договорился. Кормят чаем, сметаной, хлебом, курутом (такие творожные шарики), вареньем. Кое-кто грешит лапшей «Ролтон».
Уходим на спуск. Очень красивая местность. Багрово-красная грунтовка, величественные горы вокруг, удивительного цвета небо, чистейший воздух. А преодолев очередной виток серпантина, нашему взору открывается следующая картина: из стоящей неподалеку юрты к дороге бегут местные дети с протянутым в руках подносом с вкуснейшим лепешками. И встречают нас.
Во время ужина знатно общаемся. Посовещавшись с Гошкой, приходим к выводу, что если ехать запланированным маршрутом через озеро Сонг-Кель, то не успеваем устроить дневку на Иссык-Куле. Решаем, что Иссык-Куль нам дороже Сонг-Келя и выстраиваем альтернативный путь напрямую из Чаека в Кочкорку.
Прикольно искупались. Только в воду залезли – глядь, по дороге копейка едет. Полная киргизов. Нас увидели – остановились. И так и ждали, пока мы не закончили водные процедуры и оделись. Подумалось нам, что стеснять нас не захотели.
Проехали с. Сары-Сегет и за ним встали на ночевку. В селе есть магазин, где мы скупили всю имеющуюся воду и сок. Свернули с дороги и немного поднялись на гору. Нашли ровное место, на выкошенной поляне. Неподалеку деревушки. Вскоре к нам пришли любопытные местные мальчишки. Лет по 7-10. Совсем не говорят и не понимают по-русски. С интересом помогли расставить палатки и устроить лагерь. Вовка их очень умело организовал. Ужин готовили уже при свете звезд и налобных фонарей. В этот день меня начало беспокоить левое колено. Стас, наконец, вспомнил вторую вещь, которая его поразила в Киргизии. Это – чудные запахи произрастающих в горах Тянь-Шаня трав. И в качестве доказательства продемонстрировал произрастающие неподалеку от места стоянки заросли конопли.
А еще в этот вечер состоялось вообще знаменательнейшее событие похода. Все уже улеглись по палаткам, и лишь Петтери куда-то запропастился. Когда я уже начал беспокоится, он появился и на мой вопрос, где он так долго бродил в темноте киргизской ночи, совершенно непринужденно ответил: «Я это…Как сказать по-русски…Ходил делать говно!». Надо ли говорить, что весь следующий час мы упорно повторяли ставшую бессмертной реплику Петтери, умирали со смеху, а Стасик вообще замечтавшись, предположил, что где-нибудь обязательно должны существовать заводы и фабрики по производству говна и служащие, непременно должны иметь 8 часовой рабочий день и перерыв на обед!
Пробег за день – 67, 05 км.
Средняя скорость – 15, 59 км/ч
Максимальная – 65, 9 км/ч
Время в пути – 4: 23: 53
Сброс высоты – 70 м.
Максимальная высота – 3175 м.
Ночевка на высоте – 1570 м.
Общий пробег – 251, 61км.
6-й день. Четверг 02.08.2007
С утра все идут «делать говно». Просто теперь по-другому это не называется.
Местные дети, вечером помогавшие нам ставить палатки появились вновь. Они помогли нам собрать вещи, упаковать рюкзаки и нагрузить ими велосипеды. За что были вознаграждены конфетами и добрыми словами.
Дорога, по которой нам предстояло ехать ближайшие четыре дня и радовала и напрягала одновременно. Конечно, такой дорогой значительно интересней передвигаться, нежели по асфальту. Здесь нет машин, магазинов и прочих благ цивилизации. Но зато – мы повстречали жителей настоящей горной Киргизии, добрых, гостеприимных и отзывчивых людей.
Но одновременно, такая дорога предъявляет особые требования к велосипедисту и его технике управления байком, к примеру, на спуске. Нестись по разбитой грунтовке с выпирающим острыми булыжниками на скорости под 50 км/ч совсем не то, что передвигаться с такой же, или даже большей скоростью по асфальту.
Отдохнув, начинаем подъем на главный перевал дня – Джаман-Бель выстой 2240 метров. Я уезжаю первый, и так и петляю по бесконечным грунтовым серпантинам в-одиночку. Наконец, решаю немного передохнуть, останавливаюсь и…офигев от жары и серпантинов, забываю выстегнуться из контактных педалей. БАБАХ! Пока зализываю раны, догоняет Вовка. Так мы вместе и заезжаем в перевал. Становится значительно легче на душе. Мы взяли очень сложный перевал, дальше будет проще.
Все-таки мы долго не можем привыкнуть к местному гостеприимству и уважению к путешествующему. Все это очень приятно.
Подкрепившись, берем еще два перевала, каждый из которых около 2000 метров. На последнем киргизы угощают нас камызом. Довольно интересный напиток. Однако, много лучше не пить, перед спуском лучше не злоупотреблять :)
Начинаем спуск в крупный поселок Толук уже в сумерках. Внизу замечаем, что нету Стаса. Он ехал последним. Выручает радиосвязь, узнаем, что у него «змеиный укус». Он латается и скоро обещает быть.
Пока ждем Стаса, Гошка едет в поселок в поисках ночевки. И в первом же доме ее находит. В наше распоряжение была выделена огромная гостевая комната, с красивым столом и массой подушек. Помимо этого нас угостили чаем с местными сладостями и черносмородиновым вареньем. Ух, как вкусно! А Гошка приготовил рис с сублимированным мясом, так что у нас был королевский ужин!!!
Хозяин Нарбек оказался очень умным и интересным собеседником. Наутро он категорически отказывался от оплаты за наше проживание. Хотя, в итоге, деньги все-таки взять его уговорили.
Пробег за день – 54, 86 км.
Средняя скорость – 9, 68 км/ч
Максимальная – 38, 9 км/ч
Время в пути – 5: 45: 54
Набор высоты – 5 м.
Максимальная высота – 2240 м.
Ночевка на высоте – 1575 м.
Общий пробег – 306, 52 км.
7-й день. Пятница 03.08.2007
С утра попрощались с Нарбеком и вдоль поселка организованной группой велотуристов, приковывая к себе удивленные взгляды местных, потянулись в сторону перевала Тёр-Джайлоо. Чтобы попасть на дорогу к перевалу ехать надо до самого конца Толука, после чего перейти реку по бетонному мосту. Взяли перевал Тёр-Джайлоо. Трудно крутой серпантин, камни. Местами шли пешком. По середине серпантина отдохнули у родника. Красивые виды на Толук. Начали подъем в 11:30. Забрались на перевал в 15:50. После серпантина еще долго ехали по сыртам по вершине плоскогорья, преодолевая некрутые и нудные подъемы. Каждому спуску мы уже были не рады, поскольку за ним надо было лезть вверх. У самого перевала остановились около двух юрт. Ребята предложили выпить кымыз. Только я сказал «кымыз сат» (продай кумыс), как мальчишка лет 12-ти тут же прибежал с ведром кумыса, половником и пиалой. Мы до сыта напились, и как обычно нас окружила толпа любопытных детей. Кто-то еще принес лепешку и сметану и мы немного перекусили. На обед до перевала вставать не хотели, но проголодался я здорово. Остановка пришлась кстати. В дорогу прикупили 5 литров кумыса в пластиковую бутылку и двинулись к вершине перевала, оставив гостеприимным хозяевам в подарок пустую 5-литровую бутылку и немного денег. До вершины оставалось не более 1 км. И, наконец, вот она вершина. Это был, пожалуй, самый непростой вело-перевал за весь поход. На спуске пообедали и потом попали под дождь с градом. Точнее, мы старались его обогнать, но не вышло. Град был не очень крупный, но иногда больно хлестал по лицу. Ага. Не очень крупный! По каске долбило будь здоров! Я думал голову разобьет, когда в дырочки попадало! А по заднице попадает, та вообще – караул! Дороги размокли, и на каменистых спусках некоторые из нас попадали. Я тоже свалился, но без травм и поломок. А вот Стасу не повезло - он получил ушибы и ссадины. На развилке дороги меня обогнали двое киргизов на коне, и я спросил, как ехать в Сары-Камыш (Бирлик). Один махнул рукой в нужном направлении. Вскоре они остановились, и я их догнал. Стас и Андрей тоже. Разговорились. Время к вечеру, мы промокли и устали. Киргиз пригласил нас к себе на пасеку, что в пятистах метрах, переночевать. Мы не отказались и, дождавшись со спуска Вову и Петтери, поднялись на пасеку.
Это был очень гостеприимный прием. Пока переодевались в сарае в сухое, я развел в кружке спирт для сугреву и все отхлебнули. Помогло. Угостили хозяев. Они тоже отхлебнули. Залатали раны у Стаса. На самом деле очень замерзли, пока ждали со спуска Вовку с Петтери. Как же здорово помогла печка в сарае, которая, кстати, как и почти везде в Киргизии топилась кизяками. Нас пригласил в дом. Там нас напоили чаем с медом, лепешкой, сметаной. Накормили курдаком (жареная картошка с бараниной), при том, что здесь нет электричества. Очень долго хозяева уговаривали нас переночевать в их доме, который, надо сказать, не выделялся размерами, а сами были готовы уйти в сарай… Но мы отстояли своё желание спать в палатках, тем самым оставив две больших семьи в их доме. Расставив палатки, мы уснули как убитые. Утром за завтраком мы узнали, что две семьи здесь живут все лето. Держат пчел и немного скотины. Есть лошади и УАЗик. Это основной вид транспорта здесь. На видео мы записали приветствие главы семейства для родственников, работающих в Москве.
А теперь позвольте спросить Вас, наши дорогие читатели, многие ли из Вас, живущие, ну, к примеру в Москве или в области, в сумерках пригласят к себе на ночлег пятерых мокрых, грязных, бородатых мужиков, с грязными велосипедами и кучей промокшего тряпья в велорюкзаках, накормят их от пуза и предложат лечь спать на хозяйских местах, а сами уйдут в сарай? А? А наутро будут долго отказываться от денежного вознаграждения за чудную ночевку, ужин и завтрак?
Мы начинали потихонечку привыкать к этой чудной гостеприимной Киоргизии!
Пробег за день – 41, 9 км.
Средняя скорость – 8, 00 км/ч
Максимальная – 38, 8 км/ч
Время в пути – 5: 43: 36
Набор высоты – 565 м.
Ночевка на высоте – 2140 м.
Общий пробег – 348, 51 км.
8-й день. Суббота 04.08.2007
Утром покатались на конях у пчеловода. Оставили за гостеприимство 1000 сом (все лучше чем наглым гаишникам за проезд от Сосновки) и стакан спирта в пластиковой бутылке. От денег хозяин отказывался, я вручил их жене. Спирт взял с удовольствием. Только просил жене не говорить.Еще за ужином хозяин рассказал нам о непростой жизни его семьи здесь в горах. При Союзе было лучше. Была дорога, всегда можно было продавать мясо и мед. А летом даже летали вертолеты. Привозили почту и могли увезти в больницу. Сейчас кроме туристов редко кто здесь появляется.
От пчеловода взяли путь на Сары-Камыш. Я сразу ловлю прокол. По грунту идут короткие спуски и подъемы. Глинистая дорога слегка вязкая после дождя заканчивается длинным спуском в Сары-Камыш. Каменистый серпантин. Скачем вниз на тормозах. Экстремальный спуск. В селе после брода через речку захожу в дом (юрту) и спрашиваю дорогу. Молодые киргизы и детвора вываливают и с любопытством разглядывают нас с Петтери, показывают дорогу на р. Кекемерен, угощают яблоками. Подъезжают Андрей, Вова и Стас. У Стаса был прокол, но он ловко залатался. На выезде из села полакомились шелковицей. За селом дорога уходит немного вниз и налево. Въезжаем в «Долину смерти». Совершенно сухая, выжженная солнцем долина и подъем в перевал на высоту 1740 м. н.у.м. Я назвал его перевал «Сухой» и забил точку в GPS. Воды осталось около 1 литра на пятерых. Все устали, жара, хочется пить. Последним поднялся Андрей, вид не важный, очень устал и зол на нас, за то, что мы его бросили последним. Как потом рассказал, кричал нам по рации, а мы не слышали. А ведь можно было сбросить рюкзак и слететь вниз налегке и подхватить его. Но все устали, и каждый был рад, что забрался на перевал.
Честно говоря, я там действительно чуть не умер. Еще в поселке почувствовал себя как-то не важно. Жара бешенная, воды нет, одни ящерицы вокруг носятся. А еще в одиночку пришлось ехать – очень тоскливо. Поднялся на перевал – и напихал всем, что бросили.
Собравшись вместе, глянули на карту и дорогу впереди. Перспективы вырисовывались не очень радужные. За спуском было видно, что дорога вновь уходит наверх. Промелькнула мысль – что это конец… А вокруг сплошные выжженные солнцем песчаные горы. Но назад ехать тем более некуда. Начали спуск к Кекемерену по размытому дождями серпантину. И вот, подарок! Внизу ждет речка с чистой и прохладной водой. Переходим вброд, напиваемся досыта, набираем воды. Ух и напились же мы там, а некоторые даже и искупались!
Меняем пробитую камеру у Петтери, продолжаем спуск. После 3-х бродов с небольшими подъемами спускаемся в долину реки Кекемерен.
Это действительно большой каньон Киргизии. Ничего подобного своими глазами я раньше не видел. Могучая горная река шумно течет среди обрывистых выжженных солнцем скал. Останавливаемся и любуемся этими видами. Вокруг ни души кроме нас. Стас и Петтери делают снимки. Вечереет. Спускаемся к реке, ищем место для стоянки. Разбиваем лагерь в пойме реки. Готовлю ужин, пробуем сублимированную свинину. И вот здесь происходит что-то необъяснимое. После ужина всех кроме Вовы и Андрея начинает выворачивать. Стас даже едва успел выскочить из палатки. Я мучился всю ночь и опустошил желудок только утром.
Пробег за день – 37, 08 км.
Средняя скорость – 8, 69 км/ч
Максимальная – 38, 8 км/ч
Время в пути – 4: 20: 00
Сброс высоты – 770 м.
Ночевка на высоте – 1370 м.
Общий пробег – 385, 56 км.
9-й день. Воскресенье 05.08.2007
Проснувшись, мы поняли, что отравились. Ехать дальше в этот день ни у кого не было сил. Так мы и провели следующий день похода – незапланированная дневка не реке Кекемерен, бегая по кустам и отлеживаясь. Сгодились лекарства из аптечки. Что это было так до конца и не поняли. То ли нефильтрованая вода из Кекемерена, на которой я сварил макароны, то ли дикий лук, который я добавлял в зажарку с сублиматами, то ли не спелые и не промытые как следует яблоки в Сары-Камыш. Я лишний раз убедился на собственном опыте, что беспечность наказуема.
Да точно – лук! Я его вообще не ел, только то что Гошка потушил на ужин. Вовка вроде тоже. А остальные набросились на него и ели сырым. И вообще, в воскресенье отдыхать надо!
Днем все купались в Кекемерене. Течение такое, что плыть против него бесполезно, сносит как спичку. К вечеру, все хорошенько промыв в фильтрованной воде, сварил рис с сублимированным мясом курицы. Всем стало получше, и назавтра запланировали ранний выезд, чтобы пройти долину р. Кекемерен до самой жары. В который раз очень пригодился опыт предыдущей группы Вячеслава Петровского. Выпили какао и отвалились спать.
10-й день. Понедельник 06.08.2007
Встали в 06:10, позавтракали заготовленным с вечера рисом, собрались и отправились в путь в 07:30. Дорога вдоль правого берега Кекемерена вверх по течению также непроездная для машин, каменистая с большими размывами. Короткие, но крутые подъемы и спуски. И каждый новый изгиб реки дарит незабываемые виды каньонов. Переходим несколько раз вброд неглубокие правые притоки Кекемерена. В 5 км. от места ночевки встретили небольшой подвесной пешеходный мост. Хлипкий. На лошади по нему пройти будет очень не просто.
В 10:30 въезжаем в небольшое село Кызыл-Коргон. Центральная улица перекопана – тянут водопровод. Пробираемся по краю канавы. Перед селом я остановился смазать цепь себе и Петтери. Пока смазывал ему цепь обнаружил разорванное звено. Моя 8-ми скоростная цепь к его 9-ти скоростной не подходит, крикнул ребятам по рации чтобы подождали. Выжимкой вправил цепь на место, смазал, едем дальше.
В селе есть небольшой ларек, покупаем соки, конфеты, воду. По широкому деревянному автомобильному мосту переезжаем на другой берег Кекемерена и выкатываем на грунтовку до пос. Арал. Здесь начинается небольшой подъем в мини перевал. Машины здесь уже проезжают и выбили на дороге гребенку, едем по краю. На спуске с перевала, на песке у Вовы заносит переднее колесо, и он падает. Отделался небольшими, но неприятными ссадинами на руках. Мы со Стасом его латаем и едем дальше. Андрей с Петтери впереди. Чем выше поднимаемся по течению Кекемерена, тем чище вода. Останавливаемся купаться.
Это действительно лучшие купабельные места похода, полностью согласен с мнением Вячеслава Петровского. Чистейшая голубая вода, отвесные скалы противоположного берега, песочек у входа в воду, - что ещё нужно притомившемуся велотуристу для полноценного отдыха? Местечко ничем не хуже знаменитых пляжей Маями! Прохладная вода очень освежает и снимает усталость. Пробую пить и плыву против течения. Куда там! Не доезжая 5 км до Арала, остановились на обед на берегу реки. Хорошо перекусили, затратив 1,5 часа, и вскоре въехали в пос. Арал. Здесь закончилась грунтовка с гребенкой и начался асфальт. Плохой, но асфальт! Мы не видели его уже 5 дней, с поворота на с. Толук! Потихоньку разгоняемся, проваливаем обед и въезжаем в пос. Чаек. Время 7-й час, но магазины открыты. Покупаем арбуз и яблоки. Местный парнишка рассказал, что русский язык в школе преподают по одному уроку в месяц. Собирается поступать после школы в институт в России. Это его мечта. Во время стоянки рассыпали полюбившееся всем какао. Поспорили с Андреем на пиво, что в Чаеке какао не найдем. Андрей его таки нашел. Пивом угощаю до сих пор ;0) Да уж, да уж!!!
Проезжаем по асфальту пос. Байзак и, через несколько километров, встаем в поле у ручья за кладбищем на ночевку. Отличное место! Несмотря на близость кладбища, спалось замечательно. Только немного донимали появившиеся невесть откуда комары. За ужином попили местного пивка, прихватив его из магазина в Чаеке. Еще несколько дней назад мы решили изменить маршрут и не ехать на озеро Сонг-Кёль. Не хватало времени. Для намеченного ранее маршрута мы не укладывались в график движения, тем более с учетом вынужденной дневки на Кекемерене. От поселка Байзак решили ехать по асфальту сразу на оз. Иссык-Куль, чтобы провести там хотя бы один день.
Пробег за день – 72 км.
Средняя скорость – 11, 88 км/ч
Максимальная – 44, 6 км/ч
Время в пути – 6: 18: 44
Набор высоты – 390 м.
Ночевка на высоте – 1760 м.
Общий пробег – 456, 41 км.
11-й день. Вторник 07.08.2007
Выехали около 9 утра. Тут же Петтери порвал цепь. Дорога теперь асфальтовая, но в некоторых местах почему-то асфальт заканчивается и начинается пыльная грунтовка. Проехали 50 км. с места ночевки, поднялись в перевал Кызарт. Набрали 900 м. высоты. Купили бутылку шампанского и распили на перевале. Мне он дался особенно трудно. Сначала был асфальт, а потом пошел грунт до самого перевала. За 2 км. до вершины силы совсем стали меня покидать. То ли рюкзак был тяжеловат, то ли накопилась усталость. На одном из подъемов ребята меня разгрузили, педалировать стало полегче, но не долго, я ехал последним.
По дороге на перевал мы были атакованы полчищем гнусавых мушек. Едешь в перевал – толпа штук в сто маячит перед твоим носом и здорово раздражает! И так у всех. Только подует ветерок, или начинается небольшой спуск, мушек сносит, или они отстают. Секунд десять едешь – наслаждаешься. Впрочем, скоро нагоняют. Так эти звери (те же самые) ехали с нами километров 15. И, что самое интересное, вскоре они приспособились не отставать со спусков, просто в этот момент, садились на спину и ждали своего часа. Отдыхали, пережидали этот неподвластный им встречный ветер, гады!
В одном месте у ручья ребята встали отдохнуть, и, дождавшись меня, уехали дальше. Я слез с велосипеда, подошел к ручью, намочил голову и берет. Когда вернулся назад, возле меня остановился микроавтобус с поляками. Сначала они заговорили на плохом русском, а потом мы перешли на английский. Я рассказал им про наш маршрут, и оз. Сонг-Кёль, на которое мы не успели заехать. Они меня сфотографировали, пожелали хорошей дороги и поехали дальше. И вот здесь опять что-то случилось. Общение с поляками придало мне сил, и последние 2 км до перевала я взлетел на одном дыхании, стоя в седле. Туда, где меня уже ждали ребята. Мы шумно, по-гусарски, распили шампанское и зашли в вагончик-кафе перекусить. Хотя мы и не увидели Сонг-Кёль, зато здесь нам досталась жаренная рыба пелят, выловленная на этом озере. По вкусу похожа на сиг. Отлично подкрепились. С пятерых взяли всего 450 сом. Сфотографировались на припаркованном тут же ишаке и помчались вниз в Кочкорку.
А начался спуск так: едем мы с Вовкой – глядим, впереди стадо баранов пасется. Немного в стороне от дороги. Большое, голов в 500. Слегка оттормаживаемся, но все равно скорость под 60 км/ч держим. И тут, какой-то один барашек увидев нас, как мотанет через дорогу на другую строну. И все стадо, естественно, за ним. Мы – по тормозам. Вовка, правда, по-моему, пару барашков задел все-таки. Ребята, которые сзади ехали, говорят, классное зрелище было…
Отлично проехались на колесе. Дорога после спуска с перевала выровнялась, встречались лишь небольшие тягучие подъемы и короткие спуски, что позволило мне, Вовке и Стасу мощно повкручивать, по всем велосипедным правилам едя на колесе. В одном месте, километров за 20 до Кочкорки, шел неслабый ремонт дороги. С кучей гравия на асфальте и на обочинах. Вот здесь пригодились шлемы, не зря в них весь поход парились. А у Вовки так вообще в каске 3 неслабые пробоины от камней, вылетевших из под колес попутного автотранспорта.
В Кочкорку приехали около 8 вечера. Нашли гостиницу (на большее ни у кого уже не было ни смекалки, ни сил, ни желания), «классический клоповник» за 500 сом с пятерых за ночь. Поужинали в кафе за 680 сом всей компанией до отвала с водкой и чаевыми. Сходили в баню и отвалились спать. Неплохая частная баня в Кочкорке по ул. И-Омуров 59. Хозяин – Ибрагим.
Пробег за день – 104, 37 км.
Средняя скорость – 18, 39 км/ч
Максимальная – 56, 1 км/ч
Время в пути – 5: 46: 02
Набор высоты – 40 м.
Максимальная высота – 2672 м.
Ночевка на высоте – 1800 м.
Общий пробег – 560, 78 км.
12-й день Среда 08.08.2007
Плотно позавтракали во вчерашнем кафе в Кочкорке за 400 сом на 5-х. Подождали Андрея, пока он оформлял свои отпускные бумаги в местном отделении милиции и в 10:40 выехали на Балыкчы. Дорога идет плавно вниз. Едем на колесе. Неплохой асфальт, но 2 раза случался прокол у Вовы. Первый, у Орто-Токорскокого водохранилища. Полюбовались водоемом. Второй уже у самого Балыкчы, на берегу реки Чуй.
Чем ближе к цивилизации навязчивость и дружелюбность киргизов увеличивалась в геометрической прогрессии. Практически каждый маленький киргизенок и каждый второй взрослый киргиз при виде нашей велогруппы приветствовал нас громко и традиционно: «Хело!». С каждым новым разом нам это все больше и больше надоедало. Кроме того, выяснилось, что кроме «Хай» местные по-английски не знают ничего, впрочем, и на русском, объясняются с трудом. Но это «Хело» - как визитная карточка дружелюбия и гостеприимства киргиза. И мы решили бороться с местными их же оружием. Просто на подъезде к очередным, зачарованно на нас глядящим, жителям Кыргызстана, мы сами начинали истошно кричать «Хело». А потом, уже на следующий день, и вовсе устраивать между собой некую перекличку. Типа, на «Хело» рассчитайсь!
Въезжаем в Балыкчы и сразу попадаем на автовокзал. Договариваемся с водителем микроатобуса, что послезавтра 10-го утром он отвезет нас в Бишкек за 1300 сом. Едем на Иссык-Куль искать жилье. На завтра 09.08.2007 у нас запланирован день отдыха. Пообедали в современном киргизском кафе за 1100 сом на 5-х с разливным пивом и отправились на Иссык-Куль. Ага, цены повышаются! Курорт! Петтери въехал в вожделенную воду по колено, и я сделал его снимок. Потрогали воду долгожданного Иссык-Куля – жемчужины Киргизии и пошли икать жилье. Подвернулся домишко на ул. Толстого. Договорились на 2 ночевки за 750 сом. Оставили рюкзаки и поехали довольные налегке купаться. Выехали на восточную окраину Балыкчы, подальше от городского пляжа. По дороге купили арбуз и местного шампанского. Вдоль берега пошла грунтовка, заросшая невысоким колючим кустарником. Проехали по ней около 2-х км, встали на берегу и пошли в воду. У берега мелко и вода грязная, точнее взмутненная. Но стоит отойти на 15-20 метров, как она становится заметно чище. Через 60-100м становится глубже – уже по грудь и с головой. Вода слегка соленая, и накатывают небольшие волны как на море. Вдали по берегам возвышаются ослепительные снежные вершины гор. Солнце село за гору по-южному быстро. Я даже не успел доплыть до берега и не ожидал такой стремительности. И тут началось самое интересное. Я бы назвал это по-другому – началась какая-то жопа! У всех кроме меня оказались проколотыми оба колеса. Ребята нахватали колючек на грунтовке. Иногда, все-таки надо делать паузы в пути. Все были настолько захвачены легкостью движения без рюкзаков, что никто и не думал о возможных проколах. Меня выручили покрышки Schwalbe Marathon XR. Но дело к вечеру, начинало холодать, и появились полчища местных… комаров! Впервые за весь поход. На самом деле во второй – в первый на стоянке у кладбища. Но здесь их было в тысячи раз больше! Работа закипела. Пожалуй, я первый раз латал камеры с такой скоростью. В дело пошли все подручные средства: от ремнаборов с заплатками для камер, до авторучки (на каждой камере было по несколько дырок) и мата. В десятом часу с фарами, по темноте, обкусанные комарами, на полуспущенных колесах мы помчались домой. Вот так мы познакомились с жемчужиной Киргизии – Иссык-Кулем. Ага – по несколько…В заднем колесе у меня обнаружилось 7 проколов, в переднем - 4. Несомненный рекорд. А еще, пару небольших иголок проявились только в Москве.
Вечером за арбузом вспоминали самые трудные и интересные моменты похода. Петтери получил очередной урок русского языка. Я что-то переводил на английский и на русский. И все хохотали до боли в животе.
На въезде в Балыкчы у меня на велокомпьтере вылезло 4 девятки (9999км) общего пробега, а у Стаса 5 единиц (11111км). Нам стало жаль упускать такое красивое совпадение и мы сняли свои спидометры, чтобы позже их сфотографировать.
Пробег за день – 78, 22 км.
Средняя скорость – 18, 12 км/ч
Максимальная – 50, 6 км/ч
Время в пути – 4: 25: 45
Сброс высоты – 140 м.
Ночевка на высоте – 1660 м.
Общий пробег – 639, 01 км.
13-й день. Четверг 09.08.2007
«Балыкчы город хлебный, там тепло, там яблоки!»
Провели целый день в Балыкчы. Пешком утром сходили в кафе и хорошенько позавтракали за 480 сом на 5-х. По возвращении домой ребята занялись латанием вчерашних проколов, а я поехал на авто мойку смывать с велосипеда походную грязь и глину из долины Кекемерена. В 2-х км от дома во дворе нашел небольшую мойку, где за 40 сом мой байк надраили до блеска. Местные ребята с любопытством отмывали мой велосипед, предложили даже отполировать раму полиролью. На сверкающем байке съездил на местный рынок и купил фруктов. Здесь они дешевле чем в Москве в 3-4 раза. Превосходные узгенские дыни отдают по 15-18 руб. за 1кг.
Отобедав фруктами, пошли купаться на Иссык-Куль 200 м от дома. Отплыл за буйки подальше от берега. Все те же ослепительно белые вершины окружают озеро. Это даже море с солоноватой бирюзовой водой, волнами до горизонта. Взяли с Андреем катамаран размять ноги и подальше отплыли от берега. Вечером решили поужинать сублиматами, которых осталось довольно много. Это был последний походный ужин из котелка.
14-й день. Пятница 10.08.2007
Утром погрузились в микроавтобус Toyota. Для этого разобрали велосипеды, сняли оба колеса и убрали рамы в чехлы. Закинули рюкзаки и поехали в Бишкек. Дорога от Балыкчи в Бишкек – асфальт среднего качества, почти все время вниз. Есть один затяжной подъем. Но на велосипеде по ней ехать не интересно. Много машин, все коптят и обгоняют друг друга, и пейзажи уже не те, что мы видели прежде. Но по дороге встретили одного велотуриста на встречу. В Бишкеке окунулись в суету большого города со светофорами, восточной ездой без правил. Или мы так отвыкли от пробок за эти две недели, что, спустившись с гор, Бишкек показался нам мегаполисом.
Как и было запланировано к 10:30 мы приехали на ул. Советская (сейчас она переименована и называется по-другому) д. 309 в гостевой дом Тянь-Шань Трэвэл. Нас приветливо встретила хозяйка дома Елена и показала нам апартаменты. После 13 дней похода это были действительно апартаменты. Чистая, просторная светлая комната с кухней, удобными диванами и коврами. Во дворе ухоженный сад с яблонями и виноградником. Удобства здесь же в двух шагах во дворе (душ и туалет). В общем, все, что нужно в завершение похода усталым путешественникам. Мы заказали ужин, баню вечером, завтрак и доставку в аэропорт Манас утром. За все это вместе с проживанием вышло по 800руб. с человека. Пока я подсчитывал остатки нашего походного общака и сводил свою «бухгалтерию», ребята отмыли велосипеды на автомойке. Андрей познакомился с местным милиционером. На кануне саммита ШОС, который должен состояться здесь в Бишкеке, они были особо бдительны к приезжим. Строгий сержант, узнав звание коллеги из Москвы, сразу пожелал счастливого пути всей группе. Как нас и предупреждал Сергей Савельев меры предосторожности в городе были повышенными. Туристов проверяли через одного. Роскошно отобедав в кафе Ля-ля-фа, где мы были единственными клиентами, и все повара работали только для нас, на маршрутке поехали на Ошский рынок. Проезд стоит 5 сом.
Ошский рынок произвел на меня впечатление настоящего восточного базара, яркого, пестрого, изобильного, жаркого с толчеей и узкими рядами в которых можно плутать с утра до вечера даже ничего не покупая. Я снова как на перевале Кызарт вспомнил Леонида Филатова: «Садись на ишака, поедем на Восток, от южных городов я прихожу в восторг, от ярких тех небес, от пряных тех базаров…». О разнообразии товаров и умении торговцев продавать, можно говорить долго, но мое впечатление осталось таким. Здесь умеют продавать и оставлять покупателя довольным, при этом ничего не навязывая. Нашу группу в клубных футболках здесь заметили сразу. Кто-то даже спросил: «Ребята, что за акция?» Назад поехали на такси с огромным арбузом и сувенирами домой. Вечером налегке прокатились по городу. Встретили местных велосипедистов. Парни ходят в альпсекцию, а на досуге гоняют по городу.
В гостевом доме Тянь-Шань Трэвэл нашими соседями были альпинисты из Казани. Вернулись сегодня с маршрута и скоро уезжают домой. Саулюс из Литвы спустился сегодня с Пика Ленина (один из трех известных семитысячников Киргизии) и рассказал нам про свое восхождение. Он даже немного обгорел на высокогорном солнце. Он профессиональный инструктор, организует корпоративные тимбилдинги у себя в Литве. Приглашал сходить в ски-тур в Высокие татары по Словакии. В те места, где мы были со Стасом в прошлом году на новогодних каникулах. Уже в ночи после бани и ужина разобрали в самолет велосипеды и отвалились спать.
Замечательно все Гошка описАл. У меня тоже самые положительные отзывы о Бишкеке с его вечерней подсветкой, Ошском рынке, Сергее и Елене Савельевых, о прочих мелочах, которые на самом деле совсем и не мелочи, и о которых начинаешь задумываться только по приезду домой… и о всей Киргизии в целом.
14-й день. Суббота 11.08.2007. Завершение похода.
Наутро, после завтрака погрузились в бусик, и Сергей Савельев отвез нас в аэропорт. Мы попрощались, поблагодарили за гостеприимство, и пошли регистрироваться на рейс. Регистрацию прошли легко и быстро. Велосипеды оформили как багаж и за 15 кг общего перевеса на группу заплатили 105$ (7$ за 1 кг).
Здесь все не в пример России – официально. И квиточек дали. В Манасе на летном поле посмотрели на американские военно-транспортные серые Геркулесы. За пределами летного поля, похоже, американцы здесь не разгуливают.
Взлетели и приземлились по расписанию. В Домодедово нас встретила Юля с родителями на микроавтобусе. Закинули велосипеды и рюкзаки в машину и поехали домой налегке на аэроэкспрессе.
И того маршрут получился: Кара-Балта - Сосновка - пер. Тео-Ашуу - пер. Ала-Бель - Токтогул - Торкент - Бель-Алды - Толук - пер. Тёр-Джайлоо - Сары-Камыш - Арал - Чаек – Байзак – пер. Кызарт - Кочкорка - Балыкчы - оз. Иссык-Куль.
Резюме.
Места удивительно красивые и не испорченные туристами. Пригодны для вело-походов всех категорий сложности. Возможны комбинированные походы, с радиальными выходами в горы. Очень интересные места для сплава. Кекемерен, Нарын, Суусамыр, Кара-Балта. При подготовке велосипедов к походу особое внимание надо уделять покрышкам. В случае проколов хотя бы у одного драгоценное время теряет вся группа. Подтвердила свое качество резина Schwalbe Maraphon XR. При несколько завышенном весе по сравнению с аналогами (900г.) абсолютно надежна на любых дорогах в походе, особенно в горах на каменистых спусках.
И, конечно же, люди. Мы были поражены гостеприимством местных жителей. Ни в одном месте в Киргизии к нам не относились агрессивно или недоброжелательно. Возможно, в чем-то есть заслуга предыдущих групп велосипедистов, которые так расположили к себе местных. Но скорее, это просто традиция встречать гостя с кумысом и лепешкой. Спасибо всем, кто помог осуществить этот поход. И, конечно же, моим друзьям, с которыми я проехал эти 650 непростых, но самых интересных моих вело километров.
Съездить в Киргизию снова? Обязательно! Возможно, в конный поход по Тянь-Шаню или сплавиться по рекам или сходить в горный поход.
Действительно, очень замечательный и позитивный вышел походец! Спасибо всем!
Я же лично, очень благодарен своей любимой жене за ее помощь и поддержку при организации похода, хочу поблагодарить ее за переживания за нас и дни ожидания встречи, зная что разлука далась ей тяжело, и хочу сказать ей, что в те моменты, когда было тяжело, я думал о ней, и мне становилось легче, и перевалы не казались такими большими, а горы не такими высокими…
Данные по километражу взяты с велокомпьютера Шевалиева Андрея, отметки по высоте с GPS Макухина Георгия.
Георгий Макухин gossmos(гав)gmail.com, Шевалиев Андрей.
Здесь мы приводим список снаряжения, с описанием реально использованного в походе
А здесь лежат наши фотографии в приемлемом качестве.
Стасова Киргизия |
Киргизия Петтери |